?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Анна Каренина", 2012

http://www.film.ru/img/afisha/KRENA/450/01.jpg
Все серые плоские истории воспринимаются людьми одинаково, но каждая талантливая читается по-своему.

Я обожаю Джо Райта («Гордость и предубеждение» пересматривал несколько раз), и без ума от Киры Найтли. Тем интересней было, что именно они найдут в «Анне Карениной» – книге, к которой русский человек относится с иррациональной ревностью.

Анна Каренина... Миллионы мальчиков и девочек всех возрастов набили шишки, потому что никто в своё время не потрудился объяснить им простой вещи. История Анны не есть история любви. Это история страсти, трусости, подлости – но не любви.
И Райту удалось это показать. Выбранная им форма – театральное действо – оказалась весьма удачна. Анна, Вронский, Долли, Стива – все они актёры в круговерти меняющихся декораций. Лишь Левину и Китти удаётся вырваться из порочного круга и зажить реальной жизнью.


1. Анна. Райт честен. С первых же эпизодов – когда Анну одевают чужие руки, и даже обручальное кольцо на неё надевает кто-то, не она сама – становится понятно, что идеализации не будет. Эпизод торговли «кого ты больше любишь: меня или лошадь?» шикарен. И когда лошадь погибает, хочется кричать: дура, дура, дура, ну что, добилась своего?..
Не любовь, но страсть. Латунь, оклеенная фольгой вместо монетки. Едва Анна получает то, что ей нужно от Вронского, её образ меняется. Сцена в театре (куда Анна отправилась, хоть Вронский её отговаривал) вовсе не о том, как бездушно общество. Она о том, что любящий человек не опустится до шантажа: если бы ты меня любил, ты бы не отпустил меня туда. Так поступают лишь торговцы чувствами.
И не случайно самые светлые моменты фильма наступают после гибели Анны. Стены театра раздвигаются, и пространство наполняется светом и воздухом. Всё тёмное, уродливое, лживое ушло из судеб людей; их жизнь продолжается, наполненная новым опытом. Левины счастливы; Каренин отравлен болью, но и для него есть радость: дети.


2. Каренин. Вот за кого я порадовался. Этот образ часто понимают превратно. Толстой в чём-то перестарался, выставляя его смешным, а ведь в сущности Каренин хороший человек. Он благороден, он действительно любит детей.
В фильме есть очень яркий эпизод. Анна лежит в постели, а кормилица кормит грудью девочку. Но штука в том, что кормилица очень далеко – в другой комнате, камере приходится изворачиваться, чтобы поймать её в фокус. В жизни Анны нет места для ребёнка. И когда Каренин берёт девочку к себе, мы видим ту же кормилицу с девочкой на руках, и рядом Алексея – в кресле с газетой. Это очень трогательно. Да, он такой. Он не очень хорошо умеет проявлять любовь, но ребёнок с ним не пропадёт.


3. Вронский. Для меня было загадкой: почему после смерти Анны о его судьбе ничего не было сказано? А потом я понял. Простой и очевидный символ: не стало Анны, не стало и его. Он с самого начала был человеком-пустышкой, маской – завитым легкомысленным мальчиком. Райт к нему дьявольски несправедлив. Вронский глубже и сложнее, чем показан в фильме. Но у каждого человека есть право на истолкование сюжета и героев.

http://www.film.ru/img/afisha/KRENA/450/32.jpg
4. Левин и Китти. Роман «Анна Каренина» с полным правом мог называться «Константин Левин». Чтобы показать путь, который проделали Левин и Китти, потребовалось бы три таких фильма. И на мой взгляд Райт справился с задачей. Эпизод с кубиками великолепен. Очень нежно, чисто и очень близко к духу книги.
Сцена в конце фильма, когда после вопроса крестьянина «А жену вы тоже разумом выбирали?», меняется освещение, будет совершенно непонятна для человека, не читавшего книги. Между тем, получилось хорошо. Есть вещи, о которых много говорить бессмысленно, – лучше Толстого не скажешь, а молчать об этом тоже нельзя.


Мне понравился этот фильм. Понравились русские песни с трогательным акцентом; динамика декораций; шутовство над тем, что русский привык встречать с дремучей серьёзностью; понравились беспощадная откровенность Найтли и искренность Лоу, и совершенно михалковские гримасы Макфейдена (наверняка пересмотрел нашу классику перед съемками).
Единственное, что царапнуло взгляд: эпизод на балу, повторяющий встречу Элизабет и мистера Дарси из «Гордости и предубеждения». Самоповтор, калька, и немного досадно: неужели нельзя было обойтись без этого? Ведь в остальном-то сцена прекрасна: кружение страсти Анны и рядом – недоумевающая, растерянная Китти. Впрочем, для того, кто не смотрел «Гордость и предубеждение», эпизод будет выглядеть очень естественно.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
klaracat
Jan. 21st, 2013 12:22 am (UTC)
Спасибо.Постараюсь уговорить мужа сводить меня в кино.Мужу Толстой нравится.Но ему трудно ориентироваться в русских именах.Он не может понять,как одного и того же человека могут называть разными именами.
Mikhail Lenskikh
Jan. 21st, 2013 05:14 am (UTC)
Передай ему, что он не один такой. У Толстого столько людей описывается, что тупо забываешь некоторых.
vorath
Jan. 21st, 2013 05:27 am (UTC)
Да, с непривычки в таком путаешься. Надеюсь, у вас получится - фильм замечательный.
vera311
Jan. 21st, 2013 12:46 am (UTC)
История Анны не есть история любви. Это история страсти, трусости, подлости ...И БОЛЕЗНИ
vorath
Jan. 21st, 2013 05:29 am (UTC)
Да, и болезни. Но тут я субъективен: в книге я очень хорошо видел, насколько происходящее есть выбор Анны. Мучить других, потому что ей плохо - это особенность мышления, которую можно контролировать. Нельзя сказать, что Анна столкнулась с силой, которую невозможно преодолеть.
vera311
Jan. 27th, 2013 02:36 pm (UTC)
У неё сформировался рефлекс. Вспомните, ей мерещился погибший мужик.
avashima_midori
Jan. 21st, 2013 02:22 am (UTC)
Мне очень понравился Ваш отзыв о фильме, но удивила Ваша (или режиссеров?) интерпретация героев и их поступков.
Я бы сказала о книге (фильм пока не смотрела), что она, да, не про любовь, но про попытки создать любовь из малейшего проблеска чувств и искренности, который вдруг обнаруживается посреди полуавтоматической жизни.
Для Анны и Вронского это первая встреча и возвращение назад в одном поезде, для Каренина это, как ни странно измена Анны и крах семейной жизни. Беда в том, что вытащенные из скорлупы, они, как бы не суетились и не хлопотали в попытках "сделать правильное счастье" болезненно ломаются и все разрушают.
Что не удивительно в тогдашнем обществе, где счастье - редкая удача, а привычка - добропорядочная ему замена.
Прошу прощения за суконный язык школьных сочинений:))
Просто я не согласна, что Анна настолько дурна. Она первая раскусила эту латунь, но, увы, не первая, кто пыталась сделать из нее золото. Толстой не разрешил ей эту алхимию, зато очень четко показал, как то, что сейчас называют токсическим стыдом, отравило и ее жизнь, и разрушило всех, кто был с ней связан. Даже дочь для нее становится не "плодом любви" не частичкого любимого мужчины, а честным поводом к смерти, узаконенным самоубийством. Ужасно, но я понимаю, как это.
Вронский не пустышка. Страсть страстью, а ответственность за Анну он принял, и был с ней, и держал ее - только от этого становилось все хуже. Что же в результате? Семьи у него не получилось, дочь он потерял, репутация погублена - что ему остается как поехать на какую-нибудь войну подальше и побыстрее погибнуть? Не в монахи как герой "Отца Сергия" идти?
Каренин отнюдь не любит детей, и самое страшное для меня в книге было - это детство и судьба маленькой Ани, хоть о ней и написана всего несколько слов.
Каренин предан и ранен, он кровоточит всю книгу, он пытается вести себя, как можно более достойнее в этой ситуации, но боль, обида и тревога только накапливаются и сдетонируют в отношениях с детьми. Увы. Он будет постоянно выискивать в них семена пороков, продемонстрированных Анной и старательно искоренять их - называя это любовью, да! - ради их же блага, чтоб они не повторили злосчастной материной судьбы.
Толстой жесток, а режиссеры 21 века? - посмотрим!
vorath
Jan. 21st, 2013 05:32 am (UTC)
Вы очень интересно написали. Да, вы хорошо поняли и приняли книгу.
arfagrafia
Jan. 21st, 2013 03:29 am (UTC)
Я тоже посмотрела и написала. У меня в комментах есть ссылка на дневник русской девушки, которая снималась в этом фильме в массовке. Очень интересно!

http://arfagrafia.livejournal.com/612742.html
vorath
Jan. 21st, 2013 05:24 am (UTC)
Спасибо, сейчас загляну, почитаю.
lidagul
Jan. 21st, 2013 06:35 am (UTC)
По мне - эта книга не только о чувствах, она еще все же и социальная. Не будь общество таким ханжеским - сюжета бы не было. Для меня книга - это две истории жизни в несправедливо устроенном обществе. Одна история Анны, вторая Левина. Каждый из них по-своему старался не прогунться, и вот так у каждого из них получилось.

Фильм обязательно посмотрю. Из-за любви и к Райту, и к Найтли, как минимум.

За рецензию спасибо. Интересно.
lunnaya_pchela
Jan. 21st, 2013 09:01 am (UTC)
"Для меня книга - это две истории жизни в несправедливо устроенном обществе. Одна история Анны, вторая Левина. Каждый из них по-своему старался не прогунться, и вот так у каждого из них получилось."
Ну конечно... а я как-то с этой точки не связывала... Супер! :)
vorath
Jan. 21st, 2013 11:04 am (UTC)
Социальная? Думаю, в другом социуме Анна тоже не была бы счастлива. Этот яд она носит в себе, и тут её можно только пожалеть. Это очень больно.
Рад, что вам понравилось!
lunnaya_pchela
Jan. 21st, 2013 09:18 am (UTC)
Спасибо за интересную рецензию!
Вронского ни на грамм не раскрыли, точно( и Кити - кукла куклой. Ещё за Долли обидно. Её вообще выставили трусихой, грызущей локти от зависти к Анне. фу(( А в целом мне фильм понравился :)
А "Гордость и предубеждение" не смотрела ) надо будет скачать )
vorath
Jan. 21st, 2013 11:06 am (UTC)
Ну, Долли действительно трусиха. Муж ей изменяет, а она молчит и утирается. Просто общество так устроено, что Стиве это прощают, а Анне - нет.
"Гордость и предубеждение" - очаровательный фильм. Мы с женой называем его "Смешными девчонками". :)
ljournalist_bot
Jan. 23rd, 2013 03:08 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
arhetip_v
Jan. 23rd, 2013 07:32 am (UTC)
Я сейчас пишу трилогию о разном понимании любви (у застрявших на первом году жизни Больших Младенцев, 1,5-2-летних Борцов и Взрослых, миновавших рубеж 6 лет). Кажется, в этой книге (и фильме) есть иллюстрации ко всем трем видам - вы и комментаторы этого поста меня натолкнули на эту мысль. Спасибо.
vorath
Jan. 23rd, 2013 08:37 am (UTC)
Если что-то из этого вы выложите у себя в блоге, с удовольствием почитаю. Мне нравятся ваши тексты.
arhetip_v
Jan. 23rd, 2013 08:48 am (UTC)
Я выложила первую часть "Любовь - это...", две другие опубликую в ближайшие дни. Спасибо вам.
met0
Jan. 23rd, 2013 07:41 am (UTC)
Очень многим и очень разным людям фильм понравился, несмотря на неизбежные клюквы. Надо будет и вправду тоже посмотреть.
vorath
Jan. 23rd, 2013 08:39 am (UTC)
А посмотрите. Хорошие актёры, сильная литературная основа - фильм достоин того, чтобы составить о нём собственное мнение.
bonilena
Jan. 27th, 2013 06:15 am (UTC)
Ты такие мелочи помечаешь... А про песни с акцентом - да, меня тоже порадовало))) очень мило!
vorath
Jan. 28th, 2013 07:57 am (UTC)
Спасибо!
pavlenty_palych
Jan. 28th, 2013 09:53 pm (UTC)
Хвалит народ эту версию, может точно стоит посмотреть?
vorath
Jan. 29th, 2013 08:51 am (UTC)
А что ж? И классику освежить.
(Anonymous)
Feb. 6th, 2013 09:51 pm (UTC)
По моему вы невнимательно смотрели фильм
Я согласна с вами, что фильм получился хороший и версия интересная. Не понимаю, почему такое негативное отношение к Анне? И вы, по моему, не совсем внимательно смотрели фильм: поле, в котором, как вам кажется, все так благоприятно заканчивается - первый раз в фильме появляются Анна и Вронской ( тоже вне декораций и общего театра) и странно, что вы не заметили, но дочь Анны и Вронского, в фильме в последней сцене, назвали - Анной, хотя по книге она Мария. Ой, не кажется мне, что так уж как вы, все от нее хотели избавиться.
Напряжение, которого не стало вместе с Анной, было связано с ее приближающейся гибелью, с момента встречи с Вронским. То что вы назвали, не чистым, и еще каким-то странными словами, происходило в душе человека, который не мог выносить ложь. Не чистым это можно было бы назвать, если бы ее в этой ситуации все устраивало.
То что все остальные счастливы, извините, но вы о чем? Облонские? Китти - которая рискует превратиться Наташу Ростову после свадьбы с Пьером?
Что же касается актера сыгравшего Графа, не согласна с вами полностью, но углубляться не буду.
vorath
Feb. 7th, 2013 07:27 am (UTC)
Re: По моему вы невнимательно смотрели фильм
У вас свой особенный взгляд на фильм. Во многом мы расходимся, но это расхождение - вопрос жизненного опыта. У вас свой, у меня свой - тут бесполезно спорить.
livejournal
Mar. 8th, 2013 09:55 pm (UTC)
"Анна Каренина"
Пользователь katja_berezina сослался на вашу запись в записи «"Анна Каренина"» в контексте: [...] фильме, который случайно нашла (интересен и близок мне): http://vorath.livejournal.com/197704.html [...]
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

Пламя
vorath
Владислав Силин

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel